Сам я не рискну строить прогнозы, что ждёт медиа в следующем году, а вот мысли Брайана Моррисси пересказать рискну. Отчасти я с ними согласен, отчасти — какая разница, согласен я с ними или нет.
Напомню, что Брайан Моррисси это экс-главред журнала Digiday, а сейчас фаундер и основатель медиасервиса The Rebooting. Весьма сведущий и известный в мире медиа человек.
Итак, сюжетные линии 2024 года
1. Платформы ИИ заключают новые сделки с издателями
Первая ласточка — контракт OpenAI с издательским домом Axel Springer. Сделка стала следствием того, что модели искусственного интеллекта находятся в неприемлемой ситуации, используя контент издателей в своих многоязычных моделях.
Будут заключены многочисленные новые сделки, и в некотором смысле они будут возвращением к зависимости издателей от платформ. Разница будет в том, что платформы будут платить издателям за своеобразную форму лицензирования контента. Состояние издателей опять будет связано с благосклонностью гигантских технологических компаний, которые снова и снова продемонстрируют, что их интересы не совпадают с интересами издателей. Таков путь.
2. Традиционные СМИ продолжат своё пике
Упадок средств массовой информации подобен большинству масштабных изменений: это происходит сначала постепенно, а затем внезапно. Посмотрите на телевидение. Войны за потоковое вещание закончились. Netflix победил. Кабельное телевидение — это пустошь. И линейное телевидение в целом стало средством доставки спортивных трансляций в прямом эфире, а в случае кабельных новостей — рекламы фармацевтических препаратов. (Напомню, Моррисси пишет о североамериканском рынке).
В сфере публикации новостей в условиях довольно устойчивой экономики США в 2023 году издатели сократили 20 000 рабочих мест. К сожалению, это “сокращение штата” продолжится и в 2024 году, поскольку издатели приспосабливаются к эпохе «большего при меньших затратах».
3. Восхождение инфлюэнсеров продолжится
Назовите их создателями, криаторами, инфлюенсерами или кем угодно, но на смену средствам массовой информации придут частные лица.
Самыми многообещающими брендами по-прежнему будут те, которые ставят людей во главу угла, поскольку цунами дерьма от искусственного интеллекта обрушивается на берег нашего восприятия, а доверие к СМИ продолжает разрушаться. Этот сдвиг усугубляет старую проблему фрагментации Интернета, которая всегда, всегда, всегда приносит пользу централизованным технологическим платформам. Идея о том, что вы действительно независимы от платформ как любой создатель контента, является мифом. Но издатели, большие и малые, могут уменьшить эту зависимость с помощью «контролируемой аудитории» с помощью рассылок, подкастов и даже своей домашней страницы.
4. Реклама теряет свой блеск
Давайте внесем ясность: реклама никуда не денется, она работает и будет с нами до тех пор, пока существоует капитализм. Но экономика цифровой рекламы меняется. Отказ от поколения методов таргетинга рекламы на основе cookie неизбежно встряхнет индустрию. Более того, надежные каналы распространения, такие как поиск, будут по-прежнему становиться менее надежными.
Издатели продолжат избавляться от зависимости от трафика на свои веб-страницы для показа рекламы. Это не означает, что издатели и бренды перестанут сотрудничать, просто издатели будут больше уделять внимания событиям и активациям, а также уникальным категориям рекламы, которые не противопоставляют их технологическим платформам и розничным медиа-платформам, которые выиграют в любой борьбе за то, у кого больше данных от первого лица для проведения транзакции.
5. Web3 возвращается
После крипто-зимы, SBF, CZ и monkey JPEG многие благоразумно полностью отказались от контактов с криптоиндустрией. Но индустрия никуда не делась. Подобно краху доткомов, индустрия избавилась от некоторых из своих самых глупых элементов (ладно, многие остались) и продолжила развиваться. Хорошо это или плохо, но криптовалютой движут настроения, привязанные к ценам, и по мере роста цен внимание к этой индустрии вернётся.
Web3 вернётся, вероятно, с более трезвыми и работоспособными решениями, чем в первый раз. Будет интересно узнать, как блокчейн и токенизация могут быть применены к бизнес-моделям СМИ. Многие из перечисленных выше изменений приводят к необходимости в новых парадигмах, и я подозреваю, что криптография появится в качестве одного из возможных вариантов.
— — —
От себя добавлю, что через месяц эти пять направлений уйдут, а вместо них окажутся актуальными другие пять, но пока так.
Кстати, в третьем пункте Моррисси говорит о том, что зависимость от платформ можно уменьшить в том числе с помощью рассылок. В 2024 году я запущу курс про то, как делать эффективные рассылки → посмотрите, как он будет устроен. Вдруг вы планировали запустить рассылку или улучшить показатели действующей. Постараюсь помочь.