Что такое метавселенная и как поселить в ней медиа

Давайте разбираться.

Метавселенная, простыми словами

Метавселенная — это такая масштабная виртуальная реальность. Типа компьютерной игры, где сеттинг и геймплей (включая его отсутствие) определяют участники или владельцы метавселенной. 

Предполагается, что любой человек может «войти» и «выйти» в метавселенную, а компания — создать своё виртуальное представительство:  офис, магазин, склад и т.п.

Производственной деятельности в метавселенной не предполагается, но возможна купля-продажа-дарение виртуальных активов — аватаров, скинов, предметов, виртуальной земли, пространства и т.п. Переход прав собственности будет сопровождаться оплатой, как и в реальном мире.

Ни одна метавселенная в настоящий момент полностью не реализована. 

А сейчас пара слов о том,

Как метавселенная выглядит технически 

Метавселенная — это система, состоящая из следующих элементов:

  • виртуальная реальность (программное обеспечение), 
  • технические носители (сервера), 
  • интерфейс (порядок взаимодействия)
  • устройства доступа (VR и AR-устройства)
  • правила, заложенные в архитектуре системы.

Для целей данной статьи достаточно. Технари знают, где посмотреть подробнее.

Основные принципы устройства метавселенной

Я насчитал семь. Пока семь.

1. Общее социальное пространство, где пользователи представлены аватарами

Ближайший аналог — компьютерная видеоигра, в которой сохраняется история пользователя, его аватар, следы действий и накопленные (приобретённые) результаты. 

2. Возможность создать отдельный виртуальный мир

Можно создать обособленное пространство, посвященное какому-нибудь событию или достижению результата. Например, в виртуальной переговорной комнате можно обсуждать рабочие вопросы с коллективом. Или договариваться с контрагентом. 

Надел VR-шлем и оказался в виртуальной переговорке. Переговорил с кем надо, снял шлем и закурил, глядя в ночное стекло, по которому бегут черные капли дождя. 

Предполагается, что участникам виртуальных вселенных будет предложен набор инструментов для создания таких пространств. Мультимедийные концерты, проведенные в Fortnite, и совещания распределённых команд в сеттинге видеоигр — подтверждение жизнеспособности данного принципа.

3. Возможность владеть виртуальной собственностью так же, как и физической. 

Виртуальная собственность связывается с владельцем и не исчезает между сеансами. 

Кажется, что платёжные системы интегрируются с будущими виртуальными магазинами с той же лёгкостью, что и с действующими интернет-магазинами. Оплата будет происходить с использованием тех же банковских карт.

В идеальном сценарии невзаимозаменяемые токены (NFT) позволят перемещать виртуальные товары между метавселенными, контролируемыми разными компаниями.

4. Возможность создать собственную виртуальную недвижимость

Такие игры, как Minecraft и Roblox, отчасти показывают, как может выглядеть метавселенная. Пользователям предоставляют относительно простые строительные блоки и сетевую архитектуру, а дальше игроки сами создают бесконечное разнообразие творений.

За скобками остаются вопросы модерации, контроля и соблюдения авторских прав. 

5. Возможность распоряжаться виртуальной собственностью

Права на виртуальную собственность охраняются гражданским законодательством.

Всё как в реальном мире — право владения, распоряжения и наследования передаётся, арендуется и отчуждается, как и в реальном мире.

Споры за виртуальную собственность уже рассматривались в судах США.

6. 3D-присутствие через VR- или AR-устройства

Такие примеры, как VRChat, Horizon Worlds и Horizon Workplaces Меты, уже работают. 

Но одно дело делить виртуальную переговорку с несколькими коллегами, и другое дело — заставить сотни тысяч людей слоняться по виртуальным пространствам. И не просто слоняться, а совершать там действия, требующие затрат времени, внимания и денег. 

Кажется, для этого необходимо будет преодолеть множество технических проблем, но допустим.

7. Принцип свободы

В каждой метавселенной может быть реализовано любое количество принципов. 

Каждая метавселенная может быть создана с любыми целями.

И здесь возникает множество этических вопросов.

Различные варианты метавселенных

Технически метавселенная — это всего лишь программное обеспечение на серверах. Всё дело в масштабах этого программного обеспечения и в том, кому оно принадлежит, кем модерируется, по каким законам живёт и развивается.

Метавселенных может быть любое количество, но создание метавселенной в одиночку — сложноватая задача.

Метавселенную может создать любое юридическое лицо или группа программистов. В этом случае, мы получаем метавселенную, созданную в интересах конкретного собственника. И вряд ли нужно сомневаться, что над вселенной, созданной в корпорации Мета, всегда будет маячить тень Цукерберга, способного на создание одиозных информационных продуктов.

На другом полюсе находится система открытой архитектуры, в которой различные элементы и серверы совместно составляют и поддерживают метавселенную с использованием согласованных стандартов. Пример интернета 2.0 и электронной почты, показывают, что это возможно.

Фото с сайта Anub

Я думаю, что метавселенная Цукерберга не будет единственной. Здесь ситуация, аналогичная с Фейсбуком: да, это одна из самых развитых соцмедиа платформ, но с ней успешно конкурируют разные по масштабам платформы типа Твиттера, Instagram, Reddit, профессиональных платформ типа LinkedIn, региональных платформ типа ВК или Яндекс в России.

Как не существует универсальной соцмедиаплатформы, так не будет и универсальной метавселенной. Будет несколько конкурирующих между собой вселенных — заточенных на разную аудиторию, с разной архитектурой, функционалом и задачами. 

Как будет на самом деле, конечно, посмотрим, но создание метавселенной — это всего лишь вопрос оплаты труда разработчиков. В мире много хозяйствующих субъектов, располагающих бюджетами, достаточными для создания метавселенных, поэтому удержать монополию Цукербергу вряд ли удасться.

Окей, с устройством метавселенной немного разобрались. Теперь посмотрим, какие существуют…

Возможные сценарии потребления контента в метавселенной

Сценарий 1. Личное медиапотребление

Коль скоро можно представить переговорку в антураже преррий и переговорщиков в образе индейцев, почему бы не представить, что вышедший из переговорки (отошедший от костра) индеец, меняет аватар и предстаёт джентльменом на веранде собственной, пусть и виртуальной, виллы.

Не на веранде, но всё же. Источник — Pinterest

Да, кстати, если аватар джентльмена будет ему по карману. И если аватары белых цисгендерных тварей будут разрешены к продаже, разумеется.

Варианты медиапотребления — новостной контент, мультимедийный контент.

Сценарий 2. UGC

Уж что-что, а генерировать контент пользователи умеют. Думаю, что если участникам метавселенной предоставить соответствующие площадки, то на этих площадках вполне может рождаться что-то типа VC.ru или Яндекс.Дзен. 

Как должны выглядеть эти площадки, пока не представляю. Но кажется, что текстовые форумы, аудиальные и видеочаты получат новую жизнь, или — по меньшей мере — новое воплощение. Вряд ли инстинкт самопрезентации, на котором держится Instagram, внезапно перестанет работать в метавселенной. Ой, вряд ли. 

Сценарий 3. Деловое медиапотребление

Где будут потреблять контент аналитики, которым приходится изучать информацию по профессиональным нуждам? Не будет ли метавселенная более удобным пространством для этого?

Можно ли представить, что надев виртуальные очки, аналитик перенесётся в зал, с множеством открытых мониторов, где отражается нужная информация из разных источников? Будет ли это удобнее, чем открытые вкладки в браузере? Похоже, да. Ставят же себе биржевые трейдеры и аналитики по несколько мониторов. 

В виртуальном пространстве количество потребляемой информации ограничено не физическими рамками, а лишь объёмом внимания потребителя.

Фото с сайта Unspleash

Сценарий 4. Общественные медиакоммуникации

Почему бы не предположить, что на начальном этапе развития в метавселенных будут тупо скопированы исторические форматы медианосителей? Баннеры, сити-форматы, да хоть информационные киоски — пиксели всё стерпят!

Фото с сайта archimetal

Контент можно размещать везде, где взгляд пользователя упирается в какую-нибудь плоскость и пользователь располагает достаточным количеством времени и внимания.

Сценарий 5. Бренд-коммуникации 

Имитация реального контакта взгляда с плоскостью медианосителя — грубоватая метафора, конечно же. Не для того Цукерберг метаягодку растил.

Полагаю, что бренды окажутся куда изобретательней, чем мои сегодняшние примитивные представления о возможностях медиапотребления в метавселенной. Но всё же рискну.

Вот какие варианты для бренд-коммуникаций может предоставить метавселенная, на мой взгляд: 

Контент по запросу. Новостные ленты джентльменов на верандах и виртуальные мониторы аналитиков будут заполнены примерно тем, же что и сейчас. 

Виртуальные медианосители. Предположу, что в метапространстве появятся принципиально новые носители информации. Это будет зависеть от системной архитектуры. 

Брендирование. Очевидно же, что скин, брендированный Gucci, должен стоить дороже небрендированного (вот и монетизация, кстати). Представить в метавселенной виртуальный магазин Gucci — как два файла отослать.

Наверняка есть что-то ещё. Или появится. Или есть что-то очевидное, но я упустил это из виду. 

Алексей Березовой


При создании этой статья я вдохновлялся следующими материалами:

  1. Арстехника. «Что такое метавселенная» 
  2. Александр Суслов. «Одно сплошное телевидение» 
  3. Андрей Боборыкин. «Пасынки метавселенной»

Напишите в коментах ваши варианты — какими будут медиа в метавселенных?

Мой телеграм-канал «Кнут и пряник бренд-медиа». Там много такого, подпишитесь.

 

error: Content is protected !!